По различным факторам количество детей с выраженным отставанием в умственном и речевом развитии увеличивается с каждым годом. Причин этому много: социальная безответственность и безграмотность родителей, отсутствие свободного времени у взрослых, неправильные советы старшего поколения и т.д. Зачастую детки с врожденным и приобретенным ЗПРР попадают к врачу уже на запущенной стадии развития данного психического отклонения.
Важность своевременного выявления симптомов ЗПРР у детей неоспорима. Специалисту гораздо проще справиться с проблемой, стоящей у истоков, нежели лечить тяжелый случай, травмируя маленького ребенка и его обеспокоенных родителей. Необходимо знать симптоматику болезни и выявлять пробелы в развитии речи ребенка, не допуская печальных последствий.
Определение ЗПРР в психологии и в медицине
ЗПРР - это функциональный сбой в работе ЦНС у детей, приводящий к существенному торможению в речевом, интеллектуальном, психическом и эмоциональном развитии.
Многие задаются вопросом: ЗПРР у ребенка – что это такое? К данному отклонению относятся расстройства рецепторов речи, смешанные отставания в развитии психических комплексов, отставание в общем физиологическом и психическом развитии. Многие неопытные родители убеждены, что ЗПРР непременно приводит к умственной отсталости. Однако при своевременном лечении и устранении пробелов в речи малыша помогает ему войти в полноценный социум в кратчайшие сроки. Раннее выявление симптоматики и постановка точного диагноза помогают скорректировать развитие ребенка в правильном направлении. Оценкой стадии нарушений в речи занимаются логопеды и дефектологи при участии психологов и неврологов.
Диагноз «задержка психоречевого развития» обычно выставляется по достижению трехлетнего и четырехлетнего возраста. При этом учитываются такие факторы, как построение связанных фраз и грамматических конструкций, словарный запас у ребенка, быстрота высказывания фраз, адекватное восприятие чужой речи. ЗПРР в год у ребенка не диагностируется. При наличии выраженной обеспокоенности у родителей, по их требованию врачи могут провести дополнительные обследование, но точная постановка диагноза в столь раннем возрасте невозможна.
ЗПРР является пограничным состоянием между медициной и психологией. С данной проблемой должны работать врачи, психологи и детские логопеды.
Как определить ЗПРР
В медицине существует определенная классификация периодов активного развития речи у детей и выявления отклонения в соответствии с возрастной группой:
- Алалия. Отсутствие связных слов у ребенка от 1 до 2 лет. В эту группу относят деток, которые не могут выговорить даже простые слова, лепечут.
- Мутизм. Развитие заикания, волнение при разговоре, отказ произносить любые фразы. Диагностируется в трехлетнем возрасте. Ребенок предпочитает общаться короткими фразами или простым набором слов, заменяет сложные слова на непонятный лепет.
- Афазия. Утрата сформированного речевого запаса в начальном школьном возрасте. Ребенок может теряться в словах, менять их местами в предложениях, сокращать сложноподчиненные предложения.
Патогенез ЗПРР рассматривается на определенных уровнях развития речи у малыша соответственно его возрасту. Первые слова у девочек появляются в 8-11 месяцев, у мальчишек – от года. Полуторагодовалый малыш хорошо произносит слова «мама, папа, дядя, тетя», понимает речь взрослых. В 3 года у ребенка должна быть сформирована хорошая речь с правильно выстраиваемыми предложениями.
Медицинские и социальные причины заболевания
Зачастую диагноз ЗПРР у ребенка развивается в силу определенных причин, связанных с врожденными пороками у малышей, его социальным окружением и отношениями в семье. Особенно часты случаи выявления психологических нарушений у детей, проживающих в неблагополучных семьях. Родители в такой семье уделяют внимание лишь своим пагубным привычкам, и совершенно не обращают внимания на малыша.
К медицинским факторам относятся патологии, затрагивающие развитие или повреждение головного мозга в утробе матери или в младенчестве. В данную группу входят следующие нарушения:
- Внутриутробное удушение или гипоксия плода, недоношенность;
- Серьезные инфекционные заболевания у женщины, находящейся в состоянии беременности;
- Поражение ЦНС (энцефалит, острый менингит);
- Снижение или полное отсутствие слуха;
- Наследственность от одного из родителей.
К социальным факторам можно отнести педагогическую и воспитательскую запущенность, проживание в неблагоприятной семейной среде. К данной группе относятся различные ситуации:
- Наличие вредных привычек у родителей;
- Недостаток воспитания и ласки в семье;
- Отсутствие возможности общения со сверстниками.
В группу социальных причин также входит переезд в другую страну с вынужденной сменой языка. В данном случае малышу труднее приспособиться к чужой речи и выучить новые слова, особенно если он уже хорошо научился говорить на родном языке.
Профилактика и лечение заболевания
Успешная коррекция предусматривает комплексный подход со стороны медиков, психологов, логопедов и молодых родителей. Соблюдение общей развивающей методической программы помогает скорректировать речь ребенка и справиться с нарушениями.
В медицине используется комплекс мероприятий, направленных на восстановление работы ЦНС и снятие эмоционального напряжения:
- Массаж тела ребенка с прослушиванием релаксирующей музыки
- Магнитотерапия, физиотерапевтические процедуры
- Электроакупунктура
- Назначение витаминных и минеральных комплексов.
Одним из лучших медицинских препаратов для лечения ЗПРР у детей является итальянский сироп Глиалия. Это набор витаминов, разработанный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Глиалия принимается курсами, вплоть до полного выздоровления. Препарат помогает восполнить недостаток витаминов в детском организме и не допускает развитие гиповитаминоза, связанного с частыми инфекционными заболеваниями и нарушениями в работе ЦНС.
Повседневные рекомендации
При наличии ЗПРР у ребенка необходимо обязательно посещать детского психолога. Специалист проводит с детьми, страдающими речевой недостаточностью, комплекс специальных упражнений, направленных на полноценное развитие речи. Это пальчиковые аппликации с проговариванием названий сделанных фигурок, логопедические задачки, познавательные игры и т.д.
Чтобы научить ребенка говорить правильно, нельзя искажать слова в разговоре с малышом. При этом должны быть задействованы все члены семьи, ведь ребенку важен каждый взрослый пример. Никакого сюсюканья и уменьшительно-ласкательных слов!
В качестве фона чаще включайте тихую музыку и аудиосказки, где диктор четко проговаривает каждое слово.
Создавайте вокруг малыша приятную, доброжелательную обстановку. Непременно включайте его в любую беседу за семейными обедами, читайте книги, листайте детские журналы с красочными иллюстрациями. Только комплексный подход и внимательное отношение к ребенку помогает ему разработать собственную речь правильно, научиться выговаривать слова. Соблюдайте врачебные рекомендации и наслаждайтесь общением со своими детьми!